Программа подготовлена в соответствии с указаниями Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости борьбы с правовым нигилизмом и повышения правовой культуры граждан.

Обращение Совета Гражданского форума Уральского федерального округа о начале общественного обсуждения Программы правового просвещения, развития правовой грамотности и правосознания граждан, проживающих на территории Уральского федерального округа

Программа правового просвещения УФО

Результаты общественного обсуждения Программы правового просвещения, развития правовой грамотности и правосознания граждан, проживающих на территории Уральского федерального округа

В августе 2011 г. по инициативе Совета Гражданского форума Уральского федерального округа прошел первый этап общественного обсуждения Программы правового просвещения, развития правовой грамотности и правосознания граждан, проживающих на территории Уральского федерального округа (далее – Программа).

В обсуждении принимали участие Общественные палаты и Гражданские форумы всех субъектов федерации, входящих в состав Уральского федерального округа. Была отмечена актуальность и перспективность Программы, а также достаточно высокий уровень ее проработанности.  Участники обсуждения пришли к выводу, что разработка Программы позволяет надеяться, что УФО станет  территорией качественного прорыва  в борьбе с правовым нигилизмом.

От участников обсуждения поступил целый комплекс предложений, направленных на совершенствование программы и вовлечение институтов гражданского общества Уральского федерального округа в ее реализацию:

  1. Курганская область:

-  В Разделе III «Цели Программы» предлагается исключить п. 5 «создание условий для развития правопонимания», ввиду нечеткости данного термина.

-  В Разделе IV «Задачи реализации Программы» уточнить п. 2 «обеспечение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи», указав, при каких условиях и на какой основе граждане имеют право на бесплатную юридическую помощь.  По мнению участников обсуждения, в данной сфере необходим дифференцированный подход, направленный на защиту интересов социально не защищенных слоев населения.

-  Раздел VIII «Мероприятия Программы в области образования и воспитания подрастающего поколения» дополнить следующими подпунктами:

  • п. 6.: «проведение специальных олимпиад, конкурсов, игр»;
  • п. 7: «внедрение инновационных форм преподавания, образования.

-  Раздел Х «Мероприятия Программы в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности» дополнить подпунктом 4: «проведение конкурсов средств массовой информации».

-   В разделе ХI «Мероприятия Программы в области правоприменения» в  п. 3 изменить формулировку «обеспечение доступности всем слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами» на «обеспечение малообеспеченных слоев населения бесплатными юридическими услугами, в том числе оказываемых адвокатами и нотариусами». Это позволит реализовать дифференцированный подход, направленный на защиту интересов социально не защищенных слоев населения

Также участники обсуждения в Курганской области указали на целесообразность дополнения Программы  финансово-экономическим обоснованием (в виде особого отдела или Приложения).

  1. Свердловская область:

По итогам обсуждения Комиссия по контролю за правоохранительными органами и реформированию судебно-правовой системы Общественной палаты Свердловской области  пришла к выводу, что Программа в целом  соответствует требованиям сегодняшнего дня и, при условии, что будет  внедрена на территории федерального округа, принесет положительные результаты.

Комиссией были выдвинуты следующие предложения:

-   В разделе VIII ««Мероприятия Программы в области образования и воспитания подрастающего поколения» предусмотреть необходимость разработки дополнительных мер по ограничению  распространения в СМИ информации, связанной с насилием, жестокостью и  экстремизмом и мер по пропаганде культуры, духовности и толерантности  среди подрастающего поколения и молодежи.

-   Внести в раздел XVI «Ожидаемые результаты реализации программы» программы  критерии определения эффективности её реализации.

  1. Тюменская область:

-  При реализации Программы опираться на уже накопленный общественными организациями опыт правового просвещения. Так, в Тюменской области правовое просвещение проводится на базе Общественной приемной Гражданского форума Тюменской области, Общественной приемной Общественного совета г. Тюмени, в структурных подразделениях Общественного совета г. Тюмени (далее ОСТ), а также на площадках ряда некоммерческих организаций, которые являются коллективными членами ОСТ.

  1.  Челябинская область:

-   Предусмотреть в программе обучение юристов промышленных предприятий с целью оказания качественной и своевременной юридической помощи работникам предприятий, занятых на производстве в режиме непрерывного графика.

-   В качестве направления правового просвещения выделить экологическое право (право окружающей среды) с целью повысить правовую культуру граждан в сфере защиты своих законных интересов и экологической безопасности. Данное направление имеет особую актуальность для жителей Челябинской области.  

-   Развернуть в рамках Программы работу с Советами ветеранов, организуя циклы лекций юридической тематики.

  1. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра:

-  Точнее определить целевую аудиторию программы, разделив ее на основные сегменты по возрасту, образованию и  т.п.;

-  Выработать критерии оценки уровня правовой грамотности населения, а также в соответствии с этими критериями определить показатели эффективности программы (такое же предложение было выдвинуто в Свердловской области).

Участники обсуждения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре также указали на целесообразность дополнения Программы  финансово-экономическим обоснованием (такое же предложение было выдвинуто в Курганской области).

  1. Ямало-Ненецкий автономный округ:

-  Предлагается включить в Раздел Х «Мероприятия Программы в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности» подпункт о проведение журналистских конкурсов и конкурсов общественных инициатив по темам правового просвещения и борьбы с правовым нигилизмом, поскольку такие конкурсы являются значимым моментом, мотивационно – мобилизующим на участие в реализации Программы (аналогичное предложение поступило из Курганской области).

-  Дополнить Раздел XIII «Мероприятия Программы по поддержке институтов гражданского общества» предложением создать площадку по обмену эффективным практическим опытом правового просвещения граждан на базе Гражданского Форума Уральского федерального округа.

Также представителями ННО Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение о создании общеокружного банка данных общественных инициатив  в части правового просвещения граждан и развития правовой культуры населения.

Итоги общественного обсуждения показывают, что некоммерческие неправительственные организации готовы активно включиться в реализацию Программы правового просвещения, развития правовой грамотности и правосознания граждан, проживающих на территории Уральского федерального округа.

С целью стимулирования такой работы предлагается в 2012 году представить инициативы по правовому просвещению граждан и развития правовой культуры населения в  ходе Выставки социальных проектов общественных объединений Уральского федерального округа. 

Заключение Общественной палаты Курганской области

Заключение Общественной палаты Свердловской области

Заключение Общественной палаты Челябинской области

Информация Гражданского форума Тюменской области

Заключение Общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Заключение Общественной палаты Ямало-Ненецкого автономного округа