Главная > Общественное обсуждение

Календарь

Поиск

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

Общественное обсуждение

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 1 квартал 2018 года 18.04.2018

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.04.2018  в  Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3663 некоммерческие организации, из них:

- общественных объединений – 1535;

- региональных отделений политических партий – 50;

- религиозных организаций – 446;

- иных некоммерческих организаций – 1632.

За 1 квартал 2018 года проведено 8 проверок деятельности некоммерческих организаций. Управлением в 1 квартале 2018 года проверки на предмет соблюдения некоммерческими организациями  законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента не проводились.

По результатам проведенных проверок и проверок на предмет установления соблюдения некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:

- вынесено  16 предупреждений;

- направлено в суд 5 административных исковых заявлений;

-составлено 84 протокола об административных правонарушениях.

Управлением за 1 квартал 2018 года рассмотрено 1302 отчета некоммерческих организаций.

Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих и религиозных организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых  ими в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций (далее – НКО) является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»,                            ст. 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановлением  Правительства РФ от 15.04.2006  N 212  »О мерах по реализации  отдельных  положений  Федеральных законов,  регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности (ОР0001) обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.

Нередко  некоммерческие организации в нарушение  п. 3.2                                    ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ не размещают в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений,  указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что,  в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию  НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО  не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставе некоммерческих организаций отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона       от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование общественным объединением денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что  некоммерческой  признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.

При проверках встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Зачастую НКО не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово- хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.09.1997                 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако  некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования                    ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений  Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам, а также обязанности  ежегодно представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.

Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение   пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.

Многими религиозными организациями в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997                    № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часто наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

-непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                        «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;

-искажение наименования некоммерческих организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

-указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе некоммерческой организации, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Источник: Управление Министерства юстиции РФ по Челябинской области

Информация о ходе регистрации Главным управлением Минюста России по Свердловской области некоммерческих организаций и контроле их деятельности в 2017 году 12.03.2018

В соответствии с Положением о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление Минюста России по Свердловской области (далее – Главное управление) предоставляет государственную услугу по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций и исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за соответствием их деятельности уставным целям и задачам, а также  за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

В настоящее время создание и деятельность некоммерческих организаций  осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», рядом специальных законов об отдельных видах некоммерческих организаций, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами, в том числе специальными административными регламентами.

Некоммерческие организации являются субъектом права и, прежде всего, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Поэтому осуществление контроля за соблюдением некоммерческими организациями их уставных целей и законодательства Российской Федерации является одной из приоритетных задач территориальных органов Минюста России.

По состоянию на 01.01.2018 на учете в Главном управлении состоит 6663 некоммерческие организации (на 01.01.2017 – 6590), из них: 3104 общественных объединения (в том числе 1175 профсоюзов), 60 региональных отделений политических партий, 789 религиозных организаций, 70 казачьих обществ и 2640 иных некоммерческих организаций.

За 2017 год рассмотрено 2213 заявлений некоммерческих организаций, что       на 4% больше, чем в 2016 году (2133), в том числе: 1228 заявлений                                  о государственной регистрации некоммерческих организаций, 755 заявлений                     о государственной регистрации общественных объединений, 15                    заявлений региональных отделений политических партий, 19 заявлений казачьих обществ, 196 заявлений о государственной регистрации религиозных организаций.

Таким образом, можно отметить некоторое увеличение числа обращений в связи с государственной регистрацией некоммерческих организаций.

Количество созданных некоммерческих организаций, внесенных                               в ведомственный реестр в 2017 году, составило 379, что практически соответствует показателю 2016 года (381), из них: 216 некоммерческих организаций, 140 общественных объединений, 19 религиозных организаций, 3 казачьих общества и 1 региональное отделение политической партии.

Исключены из ведомственного реестра 306 некоммерческих организаций,  в 2016 году (591), из них: 163 некоммерческих организации, 118 общественных объединений, 3 региональных отделения политических партий, 5 казачьих обществ и 17 религиозных организаций.

За 2017 год были приняты следующие решения по заявлениям некоммерческих организаций:

- 359 решений о регистрации создания, из них: 200 некоммерческих организаций, 139 общественных объединений, 16 религиозных организаций, 3 казачьих общества, 1 региональное отделение политической партии.

-        331 решение о регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, из них: 219 в отношении некоммерческих организаций, 71 в отношении общественных объединений, 37 в отношении религиозных организаций, 4 в отношении казачьих обществ.

-        841 решение о направлении документов в регистрирующий орган                   об изменении сведений, указанных в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, из них: 392 в отношении некоммерческих организаций, 14 в отношении региональных отделений политических партий, 317 в отношении общественных объединений, 112 в отношении религиозных организаций, 6 в отношении казачьих обществ;

-        91 решение о регистрации в связи с ликвидацией (реорганизацией), из них: 60 в отношении некоммерческих организаций, 29 в отношении общественных объединений и 2 в отношении религиозных организаций;

-        52 решения об отказе в регистрации создания, из них: 36 в отношении некоммерческих организаций, 13 в отношении общественных объединений, 2 в отношении религиозных организаций, 1 в отношении казачьего общества;

-        22 решения об отказе в регистрации изменений, внесенных                               в учредительные документы, из них: 11 в отношении некоммерческих организаций, 9 в отношении общественных объединений, 1 в отношении религиозной организации, 1 в отношении казачьего общества;

-        39 решений об отказе в направлении документов в регистрирующий орган об изменении сведений, указанных в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, из них: 17 в отношении некоммерческих организаций, 18 в отношении общественных объединений, 3 в отношении религиозных организаций, 1 в отношении казачьего общества;

-        1 решение об отказе в регистрации в связи с ликвидацией некоммерческих организаций;

-        3 решения об отказе в регистрации в связи с реорганизацией некоммерческих организаций;

-        474 решения о возвращении материалов заявителям, из них: 289 в отношении некоммерческих организаций, 159 в отношении общественных объединений, 3 в отношении казачьих обществ и 23 в отношении религиозных организаций.

Таким образом, количество отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций в 2017 году составило 5% от общего количества рассмотренных документов (отказано в 117 случаях из 2213).

При этом количество возвратов документов по заявлениям заявителей составило 21% (474 из 2213) от общего количества рассмотренных заявлений.

Таким образом, в 2017 году общее количество положительно принятых решений в отношении некоммерческих составило 73% (1622 из 2213).

Наиболее часто встречающимися основаниями отказа в регистрационной практике являются:

представление документов, оформленных в ненадлежащем порядке (заявители допускают ошибки в сведениях об учредителях, указывают различное наименование организации в уставе, в заявлении и протоколе о создании, не заполняют                            в заявлении необходимые сведения и т.д.);

представление неполного пакета документов на государственную регистрацию;

представление на регистрацию учредительных документов, противоречащих тем или иным требованиям законодательства (отсутствие в учредительных документах положений, предусмотренных действующим законодательством, таких как: порядок внесения изменений и дополнений в устав; условия и порядок приобретения и утраты членства; порядок формирования и компетенция органов управления, порядок реорганизации и ликвидации организации; источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений                                 по управлению имуществом; место нахождения постоянно действующего руководящего органа и др., либо эти положения противоречат требованиям действующего законодательства).

Низкое качество документов, поступающих на государственную регистрацию, свидетельствует о том, что большинство некоммерческих организаций не имеют                 в штате юриста, способного правильно оформить необходимый пакет документов             и привести учредительные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства. Юридические фирмы также не всегда могут ответить                   по всем вопросам регистрации некоммерческих организаций.

В 2017 году продолжена работа по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

Главным управлением в 2017 году проведено 112 проверок некоммерческих организаций, в 2016 году – 137, из них: 43 в отношении общественных объединений, 23 в отношении религиозных организаций, 44 в отношении иных некоммерческих организаций и 2 в отношении региональных отделений политических партий.

По результатам проведенных проверок некоммерческих организаций установлено, что чаще всего некоммерческие организации в своей деятельности допускают следующие нарушения:

-      не информируют орган, принявший решение о государственной регистрации организации, об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение 3 дней с момента таких изменений;

-      не предоставляют уполномоченному органу государственной власти отчетность, предусмотренную ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996             № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

-      уставы некоммерческих организаций и общественных объединений не соответствуют требованиям действующего законодательства;

-      деятельность организации не соответствует  положениям устава;

Для благотворительных фондов и иных фондов характерно наличие нарушений статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации в части выполнения обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений Федерального закона «О благотворительной деятельности                         и благотворительных организациях» в части требований, предъявляемых                             к благотворительным программам, и обязанности ежегодно представлять отчет                  о своей деятельности в уполномоченный орган.

В результате проведенных проверок некоммерческих организаций                           на предмет соответствия их деятельности уставным целям установлено, что практически все организации осуществляют свою деятельность с нарушениями действующего законодательства и положений своего устава. Деятельность без нарушений осуществляли 24 из 112 проверенных некоммерческих организаций: 12  религиозных организаций, 5 общественных организаций, 7 некоммерческих организаций.

К некоммерческим организациям, нарушившим действующее законодательство Российской Федерации, Главным управлением применены соответствующие меры воздействия.

По результатам проверок и контроля за деятельностью некоммерческих, религиозных организаций, общественных объединений в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»,        ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации вынесено 1539 письменных предупреждений, из них: 616 в отношении общественных объединений, 34                           в отношении региональных отделений политических партий, 15 в отношении религиозных организаций, 839 в отношении иных некоммерческих организаций и 35 в отношении казачьих обществ.

В 2017 году в адрес 3 общественных объединений внесены представления, принято 3 решения о приостановлении деятельности, в 2016 году соответственно – 2 представления, решения о приостановке деятельности не принимались.

После проведенных проверок большинство некоммерческих организаций устраняют выявленные нарушения и представляют документы, подтверждающие их устранение.

К некоммерческим организациям, игнорирующим требования Главного управления по устранению нарушений, применяются более жесткие меры, предусмотренные действующим законодательством.

В 2017 году составлено 302 протокола об административных правонарушениях, в том числе в отношении общественных объединений – 126, религиозных организаций – 2, иных некоммерческих организаций – 169, в отношении казачьих обществ – 5.

В суды подготовлено и направлено 207 исковых заявлений о ликвидации некоммерческой организации или о признании общественного объединения прекратившим деятельность в качестве юридического лица, из них в отношении общественных объединений – 75, иных некоммерческих организаций – 131, местных религиозных организаций – 1.

Главным управлением проанализирована деятельность по представлению ежегодной отчетности некоммерческих организаций.

В 2017 году проанализирован 4751 отчет в отношении 2321 некоммерческой организации, что составило 35% от 6590 некоммерческих организаций, зарегистрированных на 01.01.2017.

Основная причина непредставления отчетности заключается в  безответственности руководства некоммерческих организаций, некоторые организации предоставление отчетности связывают исключительно с получением уведомительных писем или предупреждений Главного управления.

Необходимо также отметить, что часть некоммерческих организаций прекратили свою деятельность, при этом процедуру ликвидации не прошли или находятся в стадии ликвидации и числятся в реестре.

По результатам проведенного в 2017 году анализа отчетов в адрес 181 некоммерческой организации направлены информационные письма об устранении недостатков, допущенных при оформлении отчетов, кроме этого направлено 149 предупреждений  о необходимости устранения нарушений, Также в связи с неисполнением некоммерческими организациями обязанности по предоставлению отчетности Главным управлением в 2017 году вынесено 1280 предупреждений, в 2016 году – 1497.

В 2017 году в государственный реестр казачьих обществ  Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 внесено 52 казачьих общества, в том числе 2 казачьих общества внесены Минюстом России.

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 2017 год 30.01.2018

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее – Управление) в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2018  в  Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3682 некоммерческие организации, из них:

- общественных объединений – 1547;

- региональных отделений политических партий – 57;

- религиозных организаций – 445;

- иных некоммерческих организаций – 1633.

За 2017 год проведено 56 проверок деятельности некоммерческих организаций, из них  43 плановых  и 13 внеплановых.

Управлением за 2017 год рассмотрено 2764 отчета некоммерческих организаций

По результатам контрольных мероприятий, проведенных за                                   2017 год, к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:

- вынесено 586 предупреждений;

- направлено в суд 49 административных исковых заявлений;

- составлено 249 протоколов об административных правонарушениях.

Управлением в 2017 году проведено 6 внеплановых проверок на предмет соблюдения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

В частности, Управлением в 2017 году в связи с поступлением заявлений об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проведены внеплановые выездные проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Межрегионального  общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС – Урал», Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального органа общественной самодеятельности – женское общественное объединение «Женщины Евразии», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника».

В ходе проведения проверок Управлением установлено отсутствие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ        «О некоммерческих организациях», для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в отношении Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС – Урал» и Челябинского регионального органа общественной самодеятельности – женское общественное объединение «Женщины Евразии». В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации вышеуказанным организациям отказано в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В ходе проведения проверок Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» Управлением установлено наличие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации принято решение об исключении Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих и религиозных организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых  ими в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций (далее – НКО) является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»,                            ст. 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997  № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановлением  Правительства РФ от 15.04.2006  N 212  »О мерах по реализации  отдельных  положений  Федеральных законов,  регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности (ОР0001) обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.

Нередко некоммерческие организации в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ не размещают в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений,  указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что,  в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию  НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО  не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставе некоммерческих организаций отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование общественным объединением денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что  некоммерческой  признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем, закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.

При проверках встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Зачастую НКО не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово- хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ                          «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.09.1997                 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако  некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования                    ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений  Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам, а также обязанности  ежегодно представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.

Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение   пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.

Многими религиозными организациями в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997                    № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часто наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

-непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                        «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;

-искажение наименования некоммерческих организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

-указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе общественного объединения, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона

В Свердловской области вновь растет интерес к ипотечному кредитованию и участию в долевом строительстве: Управление Росреестра анализирует показатели первых четырех месяцев года 12.05.2016

С начала 2016 г. совершено более 220 тысяч регистрационных действий, из них порядка 46 тысяч составила регистрация ограничений и обременений прав. Наибольшая часть из них (65,5%) – это регистрация ипотеки. За четыре месяца 2016 г. общее количество регистрационных записей об ипотеке в ЕГРП составило 30 282, что на 7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Регистрация ипотеки в силу закона увеличилась в 1,5 раза. Ипотечные сделки с жильем заключаются чаще других, в январе – апреле 2016 года Управлением Росреестра по Свердловской области в ЕГРП внесено около 21 тысячи записей об ипотеке жилых помещений.

Информация о деятельности Главного управления Минюста России по Свердловской области по осуществлению государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций за 2015 год 10.02.2016

Главное управление Минюста России по Свердловской области (далее – Главное управление) предоставляет государственную услугу по принятию решения по государственной регистрации некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений и религиозных организаций) и исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за соответствием их деятельности уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.

Информация о ходе регистрации некоммерческих организаций, а также о контрольных мероприятиях, проведенных в отношении некоммерческих организаций, за 9 месяцев 2015 года 28.12.2015

Согласно Положению о Главном управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25, Главное управление осуществляет функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, осуществляет контроль за соответствием деятельности, в том числе общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям.

МЕРЫ РЕАГИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МИНЮСТА РОССИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ НАРУШЕНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07.12.2015

Территориальные органы Минюста России (далее – территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным уставом, и законодательству Российской Федерации в соответствии с Положением о Главном управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25, Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста от 03.03.2014  № 26.

Стр. 1 След. >

Разработка сайта Топ-Мультимедиа
Яндекс.Метрика