Главная > Новости > О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 2017 год

Новости

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 2017 год 30.01.2018

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Общественная палата Югры и региональные общественные организации подписали соглашение о сотрудничестве. Документ касается контроля за соблюдением избирательных прав. 30.01.2018

5 декабря 2017 года президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому на избирательных участках в день голосования теперь будут дежурить не только наблюдатели от кандидатов и политических партий, но и представители общественности. Правом назначать наблюдателей наделена общественная палата.

В Челябинске открылся Клуб для родителей молодежи с инвалидностью 30.01.2018

Общественная организация «Наше место» создала на своей площадке Клуб «Мамы в деле!». Его задача поддержать родителей, дать возможность задуматься о своих интересах, желаниях, самореализации, научиться находить выход из тяжелых жизненных ситуаций.

В Тюмени прошла церемония награждения межрегиональной премии общественного признания лидеров в области политики, гражданского сообщества, бизнеса «Итоги года Урала и Сибири» 2017 года 30.01.2018

Уникальный для России межрегиональный конкурс общественного признания в Уральском федеральном одиннадцатый год подряд проводит РИА «ФедералПресс». В этот раз участники проекта и эксперты впервые собрались для подведения итогов не в столице округа – Екатеринбурге, а в гостеприимной Тюмени.

В Екатеринбурге состоялись торжественное закрытие второй Лидерской школы общественных активистов «Социальное предпринимательство в НКО» и церемония вручения дипломов авторам лучших проектов. 30.01.2018

Проект Лидерской школы был разработан Свердловским региональным общественным фондом развития кино и телевидения для детей и юношества «Возрождение». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Региональный ресурсный центр для развития и поддержки социально ориентированных НКО Курганской области провел информационно- консультационную встречу на тему «Новое и планируемое в некоммерческом законодательстве». 30.01.2018

В результате организованной консультационной встречи руководители, бухгалтера, специалисты и добровольцы некоммерческих организаций смогли познакомиться с изменениями в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» за 2017год и о запланированных на 2018год законопроектах, касающихся деятельности НКО. Каждый участник имел возможность задать вопрос ведущему и получить ответ.

Календарь

Поиск

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

30.01.2018

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 2017 год

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2018  в  Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3682 некоммерческие организации, из них:

- общественных объединений – 1547;

- региональных отделений политических партий – 57;

- религиозных организаций – 445;

- иных некоммерческих организаций – 1633.

За 2017 год проведено 56 проверок деятельности некоммерческих организаций, из них  43 плановых  и 13 внеплановых.

Управлением за 2017 год рассмотрено 2764 отчета некоммерческих организаций

По результатам контрольных мероприятий, проведенных за                                   2017 год, к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:

- вынесено 586 предупреждений;

- направлено в суд 49 административных исковых заявлений;

- составлено 249 протоколов об административных правонарушениях.

Управлением в 2017 году проведено 6 внеплановых проверок на предмет соблюдения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

В частности, Управлением в 2017 году в связи с поступлением заявлений об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проведены внеплановые выездные проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Межрегионального  общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС – Урал», Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального органа общественной самодеятельности – женское общественное объединение «Женщины Евразии», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника».

В ходе проведения проверок Управлением установлено отсутствие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ        «О некоммерческих организациях», для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в отношении Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС – Урал» и Челябинского регионального органа общественной самодеятельности – женское общественное объединение «Женщины Евразии». В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации вышеуказанным организациям отказано в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В ходе проведения проверок Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» Управлением установлено наличие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации принято решение об исключении Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих и религиозных организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых  ими в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций (далее – НКО) является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»,                            ст. 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997  № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановлением  Правительства РФ от 15.04.2006  N 212  »О мерах по реализации  отдельных  положений  Федеральных законов,  регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности (ОР0001) обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.

Нередко некоммерческие организации в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ не размещают в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений,  указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что,  в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию  НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО  не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставе некоммерческих организаций отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование общественным объединением денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что  некоммерческой  признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем, закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.

При проверках встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Зачастую НКО не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово- хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ                          «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.09.1997                 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако  некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования                    ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений  Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам, а также обязанности  ежегодно представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.

Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение   пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.

Многими религиозными организациями в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997                    № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часто наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

-непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                        «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;

-искажение наименования некоммерческих организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

-указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе общественного объединения, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Информация предоставлена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области

Добавить комментарий

Разработка сайта Топ-Мультимедиа
Яндекс.Метрика