Главная > Новости > О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 2017 год

Новости

В Реже (Свердловская область) построили велосипедный экстрим-парк. Площадка оснащена современным оборудованием, необходимым для безопасного катания и выполнения трюков на различных велосипедах, скейтах и роликах 20.08.2018

Проект был реализован межрегиональной общественной организацией «Вело-Город» из Екатеринбурга совместно с администрацией Режа. Как сообщили в пресс-службе «Вело-Города», ранее в Реже не было подобных площадок, которые бы собирали молодых людей, объединённых общими увлечениями.

В Сатке Челябинской области молодые художники разрисовали стену напротив здания детского отделения на территории районной больницы 15.08.2018

Сказочное преображение 150 квадратных метров серого бетонного ограждения — инициатива и дело рук добровольцев и активистов молодежной общественной организации Саткинского района «Вместе». Проект обрел официальное название — «Яркая Сатка».

Воспитанники подростковых клубов «Авангард» и «Уралец» из Екатеринбурга совершили первый прыжок с парашютом. 14.08.2018

Осуществить мечту подросткам позволила реализация проекта «Знакомство с небом», поддержанного Фондом президентских грантов. Грант получила Региональная общественная организация «Федерация парашютного спорта Свердловской области».

Чемпионат и первенство Уральского федерального округа по мотокроссу прошли в Мегионе (ХМАО-Югра) 13.08.2018

Организаторами мероприятия выступили региональная общественная организация «Федерация мотоциклетного спорта Ханты-Мансийского автономного округа», ММСО «Северная лига», ОО «СТК «МЕГАМОТОСПОРТ», а также байк-клуб «ЛЕГИОН 86» при поддержке администрации города Мегиона и АУ ХМАО-Югры «Региональный молодежный центр».

Региональная общественная организация «Ассоциация детских и молодежных объединений Ямала» реализует проект «Создание зоны кратковременного отдыха в п.Харп» 12.08.2018

Данный проект получил финансовую поддержку в размере 500000 рублей по итогам XIX конкурса на предоставление субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям.

В Общественной палате Тюменской области состоялся семинар-совещание, посвященный общественному контролю за ходом выборов губернатора Тюменской области и депутатов Тюменской городской думы 11.08.2018

На встрече присутствовали представители общественных организаций муниципального и областного уровня, а также председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин и заместитель руководителя рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан Общественной палаты РФ Максим Григорьев.

Календарь

Поиск

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

30.01.2018

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 2017 год

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2018  в  Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3682 некоммерческие организации, из них:

- общественных объединений – 1547;

- региональных отделений политических партий – 57;

- религиозных организаций – 445;

- иных некоммерческих организаций – 1633.

За 2017 год проведено 56 проверок деятельности некоммерческих организаций, из них  43 плановых  и 13 внеплановых.

Управлением за 2017 год рассмотрено 2764 отчета некоммерческих организаций

По результатам контрольных мероприятий, проведенных за                                   2017 год, к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:

- вынесено 586 предупреждений;

- направлено в суд 49 административных исковых заявлений;

- составлено 249 протоколов об административных правонарушениях.

Управлением в 2017 году проведено 6 внеплановых проверок на предмет соблюдения некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента.

В частности, Управлением в 2017 году в связи с поступлением заявлений об исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проведены внеплановые выездные проверки некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента: Межрегионального  общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС – Урал», Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального органа общественной самодеятельности – женское общественное объединение «Женщины Евразии», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника».

В ходе проведения проверок Управлением установлено отсутствие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ        «О некоммерческих организациях», для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента в отношении Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС – Урал» и Челябинского регионального органа общественной самодеятельности – женское общественное объединение «Женщины Евразии». В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации вышеуказанным организациям отказано в исключении из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В ходе проведения проверок Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд» и Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» Управлением установлено наличие оснований, предусмотренных пп. 2 п. 7.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,  для исключения организаций из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В связи с чем Министерством юстиции Российской Федерации принято решение об исключении Челябинского регионального общественного фонда поддержки демократии «Уральский демократический фонд», Челябинского регионального экологического общественного движения «За природу», Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», Автономной некоммерческой правозащитной организации «Школа призывника» из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих и религиозных организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых  ими в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций (далее – НКО) является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»,                            ст. 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997  № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановлением  Правительства РФ от 15.04.2006  N 212  »О мерах по реализации  отдельных  положений  Федеральных законов,  регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности (ОР0001) обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.

Нередко некоммерческие организации в нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ не размещают в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений,  указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что,  в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию  НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО  не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставе некоммерческих организаций отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона  от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование общественным объединением денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что  некоммерческой  признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем, закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.

При проверках встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Зачастую НКО не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово- хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ                          «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.09.1997                 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако  некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования                    ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений  Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам, а также обязанности  ежегодно представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.

Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона  от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение   пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.

Многими религиозными организациями в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997                    № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часто наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

-непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                        «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;

-искажение наименования некоммерческих организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

-указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе общественного объединения, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Информация предоставлена Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области

Добавить комментарий

Разработка сайта Топ-Мультимедиа
Яндекс.Метрика