Главная > Новости > О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 1 полугодие 2018 года

Новости

В Сатке Челябинской области молодые художники разрисовали стену напротив здания детского отделения на территории районной больницы 15.08.2018

Сказочное преображение 150 квадратных метров серого бетонного ограждения — инициатива и дело рук добровольцев и активистов молодежной общественной организации Саткинского района «Вместе». Проект обрел официальное название — «Яркая Сатка».

Воспитанники подростковых клубов «Авангард» и «Уралец» из Екатеринбурга совершили первый прыжок с парашютом. 14.08.2018

Осуществить мечту подросткам позволила реализация проекта «Знакомство с небом», поддержанного Фондом президентских грантов. Грант получила Региональная общественная организация «Федерация парашютного спорта Свердловской области».

Чемпионат и первенство Уральского федерального округа по мотокроссу прошли в Мегионе (ХМАО-Югра) 13.08.2018

Организаторами мероприятия выступили региональная общественная организация «Федерация мотоциклетного спорта Ханты-Мансийского автономного округа», ММСО «Северная лига», ОО «СТК «МЕГАМОТОСПОРТ», а также байк-клуб «ЛЕГИОН 86» при поддержке администрации города Мегиона и АУ ХМАО-Югры «Региональный молодежный центр».

Региональная общественная организация «Ассоциация детских и молодежных объединений Ямала» реализует проект «Создание зоны кратковременного отдыха в п.Харп» 12.08.2018

Данный проект получил финансовую поддержку в размере 500000 рублей по итогам XIX конкурса на предоставление субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям.

В Общественной палате Тюменской области состоялся семинар-совещание, посвященный общественному контролю за ходом выборов губернатора Тюменской области и депутатов Тюменской городской думы 11.08.2018

На встрече присутствовали представители общественных организаций муниципального и областного уровня, а также председатель избирательной комиссии Тюменской области Игорь Халин и заместитель руководителя рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан Общественной палаты РФ Максим Григорьев.

В Курганской области торжественно открыли третью смену военно-исторического лагеря «Патриот Зауралья» 10.08.2018

Около 100 ребят – участники военно-исторических клубов и поисковых отрядов – пройдут начальную военную подготовку. Подростки познакомятся с традициями поискового движения, освоят теорию и практику поисковых работ. Им также расскажут о зауральских героях и памятных датах истории России.

Календарь

Поиск

Подписка на новости

Введите ваш e-mail

07.08.2018

О результатах осуществления Управлением Минюста России по Челябинской области контрольно-надзорной деятельности в отношении некоммерческих организаций за 1 полугодие 2018 года

За 1 полугодие  2018 года проведено 26 проверок деятельности некоммерческих организаций. Управлением в 1 полугодии  2018 года проверки на предмет соблюдения некоммерческими организациями  законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, не проводились.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области (далее – Управление) в соответствии с возложенными на него полномочиями осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных объединений, их уставным целям и требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.07.2018  в  Ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления состоит 3647 некоммерческих организаций, из них:

- общественных объединений – 1526;

- региональных отделений политических партий – 53;

- религиозных организаций – 448;

- иных некоммерческих организаций – 1620.

По результатам проведенных проверок и проверок на предмет установления соблюдения некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации к организациям, в деятельности которых были выявлены нарушения, применены следующие меры реагирования:

- вынесено  47  предупреждений;

- составлено 278 протоколов об административных правонарушениях;

- направлено в суд 26 административных исковых заявлений о ликвидации.

Управлением за 1 полугодие 2018 года рассмотрено  2827 отчетов  некоммерческих организаций.

Многолетняя практика осуществления контрольных функций в отношении некоммерческих и религиозных организаций выявила ряд типичных нарушений, допускаемых  ими в своей деятельности.

Наиболее часто встречающимся нарушением со стороны некоммерческих организаций (далее – НКО) является непредставление ежегодной отчетности о деятельности. Данная обязанность закреплена в ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях», ст. 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Постановлением  Правительства РФ от 15.04.2006  N 212  «О мерах по реализации  отдельных  положений  Федеральных законов,  регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления отчетности – 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако многие организации данным требованием законодательства пренебрегают, что, в конечном результате, приводит к их ликвидации в судебном порядке.

Хотелось бы обратить внимание на то, что 09.12.2015 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.09.1997  N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которым представлять отчеты о своей деятельности (ОР0001) обязаны лишь религиозные организации, получившие в течение отчетного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства. Кроме того, ежегодно информировать о продолжении деятельности религиозным организациям в настоящее время также не требуется.

Нередко  некоммерческие организации в нарушение  п. 3.2                                    ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ не размещают в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоторыми общественными объединениями в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодно не публикуется отчет об использовании имущества или не обеспечивается доступность ознакомления с указанным отчетом.

Многие организации своевременно не информируют Управление об изменении сведений,  указанных в п.1 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Такими сведениями являются данные о месте нахождения организации и данные о ее руководителе (переизбрание лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица). Непредставление сведений для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, который является федеральным информационным ресурсом, приводит к содержанию в нем недостоверной информации, что,  в свою очередь, также может явиться основанием для обращения Управления в суд с административным иском о ликвидации НКО.

Действующим законодательством Российской Федерации установлены определенные требования к наименованию  НКО и содержанию учредительных документов. Однако зачастую наименования НКО  не содержат указания на характер их деятельности, а в уставах НКО не отражены либо противоречат закону обязательные положения, например, порядок реорганизации и ликвидации, порядок принятия решений руководящими органами, сведения о вопросах, относящихся к их исключительной компетенции.

Как правило, в уставе некоммерческих организаций отсутствует описание эмблемы (символики), что противоречит требованиям п. 5 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Распространенным нарушением является нецелевое использование общественным объединением денежных средств. Обращаем внимание, что все поступающие денежные средства должны расходоваться некоммерческими организациями строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями, при этом необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (членами).

Кроме того, одним из существенных нарушений является несоответствие видов экономической деятельности, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, целям создания организации. Напомним, что  некоммерческой признается организация, не имеющая основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Вместе с тем закон не запрещает НКО осуществлять приносящую доход деятельность, при соблюдении двух условий: такая деятельность должна быть направлена на достижение целей, ради которых создана организация, и соответствовать им. Однако многие НКО данные условия не соблюдают, осуществляя приносящую доход деятельность, не соответствующую целям создания организации. Например, общество инвалидов, занимающееся добычей полезных ископаемых и производством кормов для домашних животных, или общественная организация рыболовов, занимающаяся производством этилового спирта, и т. д.

При проверках встречаются факты отсутствия финансовых документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств.

Зачастую НКО не соблюдаются положения собственных уставов относительно периодичности проведения заседаний высших, руководящих и контрольно-ревизионных органов, срока их полномочий, а также периодичности проведения проверок финансово- хозяйственной деятельности контрольно-ревизионными органами (ревизором, контрольно-ревизионной комиссией), что является нарушением положений статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996  № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.09.1997                 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны соблюдать нормы, предусмотренные уставом.

Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе решения собрания должны содержаться сведения о времени и месте проведения собрания, лицах, проводивших подсчёт голосов, лицах, принявших участие в собрании, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня. Однако  некоторыми некоммерческими организациями не соблюдаются указанные требования законодательства Российской Федерации при оформлении протоколов собраний.

Благотворительными фондами и иными фондами нарушаются требования                    ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации о выполнении обязанности публиковать отчет об использовании своего имущества, а также положений   Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»  в части исполнения требований, предъявляемых к благотворительным программам, а также обязанности  ежегодно представлять отчет о своей деятельности в уполномоченный орган.

Некоторыми благотворительными фондами, в нарушение п. 4 ст. 16 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», использовалось на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 % финансовых средств, расходуемых за финансовый год.

В нарушение   пп. 3 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» фондами не проводится ежегодный обязательный аудит.

Многими религиозными организациями в нарушение пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» при осуществлении своей деятельности используются сокращенные наименования.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые и распространяемые религиозными организациями, не имеют маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации, что является нарушением пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 26.09.1997                    № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Кроме того, в настоящее время, в связи со значительными изменениями законодательства, в частности, вступлением в силу изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, часто наименования и уставы некоммерческих организаций не соответствуют требованиям закона.

В ходе анализа отчетов некоммерческих организаций выявлены следующие типичные нарушения законодательства:

- непредставление благотворительными организациями отчетов в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ                        «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» в срок до 31 марта года, следующего за отчетным;

- искажение наименования некоммерческих организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;

- указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе некоммерческой организации, о лице, действующем без доверенности от имени юридического лица, о видах экономической деятельности, не совпадающих со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

К НКО, допускающим в своей деятельности нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, Управлением применяются различные меры реагирования: вынесение предупреждения, привлечение к административной ответственности, ликвидация в судебном порядке.

Вместе с тем, большинство организаций устраняют допущенные ими нарушения, выявляемые в ходе проведения контрольных мероприятий, и продолжают осуществлять свою деятельность в рамках закона.

Добавить комментарий

Разработка сайта Топ-Мультимедиа
Яндекс.Метрика