Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области проводит работу по осуществлению мониторинга регионального законодательства в сфере государственной гражданской службы и по обеспечению соответствия региональных нормативных правовых актов, принятых в сфере государственной гражданской службы, федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация – в ведении субъекта Российской Федерации.

Основополагающими нормативными правовыми актами на федеральном уровне в сфере государственной гражданской службы являются федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и от 07.05.2013 № 79-ФЗ
«О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регулирует правовое положение государственных гражданских служащих, в частности, устанавливает обязанность государственных гражданских служащих представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, регулирует вопросы, связанные с предотвращением и урегулированием конфликта интересов на государственной гражданской службе,
а также налагает на гражданина, замещавшего должность государственной гражданской службы, ограничения при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 2 указанного федерального закона контроль за расходами устанавливается, в том числе, в отношении лиц, замещающих (занимающих) должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливает запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или) участвующим в подготовке таких решений, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяет категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение. Подпунктом «и» пункта 1 части 1 статьи 2 указанного федерального закона определено, что запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, в том числе, лицам, замещающим должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации издан ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих наиболее важные и существенные вопросы государственной гражданской службы (как федеральной государственной гражданской службы, так и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации), в частности, определяющие: порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы; порядок проведения аттестации государственных гражданских служащих; порядок сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими, а также порядок оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) государственных гражданских служащих; порядок получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими, а также порядок получения государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами; перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу; порядок исчисления стажа государственной гражданской службы для установления государственным гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу; порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего, а также ведения его личного дела.

В целях реализации Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации издан комплекс указов, направленных на осуществление противодействия коррупции на государственной гражданской службе, в частности утверждающих: перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы,
и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению; порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования; перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции; положение о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции; форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Принимая во внимание стремительно развивающееся и совершенствующееся в соответствии с изменяющимися вызовами времени федеральное законодательство, следует вместе с тем отметить, что ряд важных правовых положений, закрепленных в основополагающих федеральных нормативных правовых актах, не получил своей дальнейшей реализации и развития, так, в частности, в настоящее время на федеральном уровне остаются неурегулированными следующие вопросы: не утвержден перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда; не утверждено положение о кадровом резерве на гражданской службе; не принят единый федеральный закон, устанавливающий случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию государственных служащих Российской Федерации; не принят федеральный закон о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; не принят федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Кроме того, следует обратить внимание на имеющееся несовершенство осуществляемого правового регулирования в части соотнесения друг с другом перекликающихся требований различных федеральных нормативных правовых актов.

Так, в частности, в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Таким образом, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление только в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов. Вместе с тем согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление независимо от того, может ли владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) привести к конфликту интересов.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 15 Федерального закона
от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. В то же время согласно части 2 статьи 11 Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Вместе с тем непосредственный начальник государственного служащего является представителем нанимателя далеко не во всех случаях.

Анализ комплекса действующих федеральных нормативных правовых актов позволяет установить, что в настоящее время в соответствии с федеральным законодательством на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены следующие обязательные для исполнения полномочия
в сфере государственной гражданской службы:

- учреждение законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- утверждение законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- определение законом субъекта Российской Федерации порядка присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка присвоения классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации квалификационных требований к гражданам для замещения должностей государственной службы;

- закрепление законом субъекта Российской Федерации квалификационных требований к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим субъекта Российской Федерации, имеющим ненормированный служебный день;

- определение в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации порядка осуществления единовременной выплаты при предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска;

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации размеров должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

- утверждение в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации порядка формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- определение законом субъекта Российской Федерации случаев, порядка и размеров выплат по обязательному государственному страхованию;

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка и условий командирования гражданского служащего субъекта Российской Федерации;

- установление нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка и условий возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

- установление законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации порядка и условий выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации;

- установление в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации порядка заключения договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока;

- утверждение законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации государственного заказа субъекта Российской Федерации на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая его объем и структуру;

- решение в соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации вопросов дополнительного профессионального образования государственных служащих;

- утверждение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации положения о кадровом резерве на гражданской службе субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования кадрового резерва субъекта Российской Федерации и кадрового резерва государственного органа субъекта Российской Федерации и работы с ними;

- установление законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации формы и порядка ведения, учета и хранения документов, подтверждающих профессиональную служебную деятельность государственных служащих;

- создание системы управления государственной службой на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального образования и дополнительного профессионального образования государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе;

- определение законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка финансирования гражданской службы субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

- утверждение программы развития (реформирования, реформирования и развития) гражданской службы субъекта Российской Федерации;

- определение законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации порядка вступления в силу статей 50, 51 и 55 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

- определение законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации условий предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации;

- определение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- разработка и утверждение положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- разработка и утверждение положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению;

- разработка и утверждение положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

- разработка и утверждение перечня должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- разработка и утверждение порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;

- установление порядка и условий обеспечения гражданских служащих субъектов Российской Федерации служебными жилыми помещениями, а также порядка и размеров возмещения гражданским служащим субъектов Российской Федерации расходов на наем (поднаем) жилого помещения;

- утверждение перечня должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и плана проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации;

- разработка и утверждение перечня должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Также органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право по принятию нормативных правовых актов, направленных на урегулирование следующих вопросов:

- установление законом субъекта Российской Федерации дополнительных требований к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту;

- определение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядка установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренного частью 14 статьи 50;

- предоставление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительных государственных гарантий гражданским служащим;

- установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка, условий и сроков проведения эксперимента в рамках соответствующих программ развития гражданской службы в отдельном государственном органе субъекта Российской Федерации или в его самостоятельном структурном подразделении;

- утверждение нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка назначения на должность руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации, предусматривающего осуществление Министерством финансов Российской Федерации проверки соответствия кандидатов на замещение указанной должности квалификационным требованиям, утвержденным настоящим постановлением.

По результатам анализа законодательства Свердловской области в рассматриваемой сфере правоотношений установлено, что в настоящее время в Свердловской области приняты и действуют 200 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной гражданской службы.

Оценивая реализацию органами государственной власти Свердловской области полномочий, предоставленных федеральным законодательством, необходимо отметить следующее.

В целях реализации положений Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в настоящее время в Свердловской области сформирована вся необходимая нормативная правовая база, в том числе:

- принят основополагающий комплексный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы государственной гражданской службы (Закон Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области»);

- учреждены должности государственной гражданской службы;

- утвержден реестр должностей государственной гражданской службы
(Указ Губернатора Свердловской области от 05.05.2005 № 281-УГ «Об утверждении Реестра должностей государственной гражданской службы Свердловской области»);

- установлен порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы (Закон Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» (статья 24));

- закреплены квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для гражданских служащих (Закон Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ
«Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области»
(статья 14));

- приказами отраслевых исполнительных органов государственной власти закреплены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;

- определены порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день (Указ Губернатора Свердловской области от 31.07.2008 № 838-УГ «О порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день государственным гражданским служащим Свердловской области и лицам, замещающим государственные должности Свердловской области», постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 26.06.2012 № 435-ПЗС
«О служебном распорядке Законодательного Собрания Свердловской области» (пункт 10));

- установлены порядок и условия командирования государственного гражданского служащего (Указ Губернатора Свердловской области от 29.12.2006
№ 1149-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Свердловской области», Указ Губернатора Свердловской области от 01.10.2007 № 991-УГ «О порядке и размере выплаты суточных в иностранной валюте при направлении государственного гражданского служащего Свердловской области в служебную командировку за пределы Российской Федерации»);

- установлены порядок и условия возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (Указ Губернатора Свердловской области от 04.02.2008 № 86-УГ «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом государственного гражданского служащего Свердловской области и членов его семьи в другой населенный пункт при переводе государственного гражданского служащего Свердловской области в другой государственный орган Свердловской области»);

- определены условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Закон Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» (статья 56), постановление Правительства Свердловской области от 13.05.2013 № 612-ПП
«Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Свердловской области»);

- урегулированы вопросы, связанные с осуществлением дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих (Указ Губернатора Свердловской области от 02.05.2007 № 384-УГ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Свердловской области», постановление Правительства Свердловской области
от 01.10.2014 № 845-ПП «Об утверждении Положения о государственном заказе на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Свердловской области»);

- утверждено положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе (Указ Губернатора Свердловской области от 20.08.2013
№ 451-УГ «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Свердловской области»);

- установлен порядок заключения договора о целевом приеме или договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока (Закон Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» (статья 15), постановление Законодательного Собрания Свердловской области от 20.05.2015 № 2163-ПЗС «О Порядке организации и проведения конкурса на право заключения договоров о целевом приеме или договоров о целевом обучении кадров для государственной гражданской службы Свердловской области в Законодательном Собрании Свердловской области», Указ Губернатора Свердловской области от 27.07.2012 № 576-УГ «Об утверждении Порядка организации и проведения конкурсов на право заключения договоров о целевом приеме или договоров о целевом обучении кадров для государственной гражданской службы Свердловской области»);

- установлены порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим (Указ Губернатора Свердловской области от 22.12.2005 № 1055-УГ «О размере единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет»);

- определены случаи, порядок и размеры выплат по обязательному государственному страхованию государственных гражданских служащих (Закон Свердловской области от 15.07.2005 № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» (статья 42);

- утвержден порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих (Указ Губернатора Свердловской области от 14.02.2011
№ 75-УГ «О реализации Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года
№ 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» в части основных гарантий государственных гражданских служащих Свердловской области в сфере оплаты труда»);

- приказами отраслевых исполнительных органов государственной власти утверждены перечни отдельных должностей государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при назначении на которые конкурс не проводится;

- утвержден перечень должностей государственной гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда государственных гражданских служащих, для которых оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте (Указ Губернатора Свердловской области
от 24.12.2009 № 1162-УГ «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Свердловской области, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда»);

- утвержден кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих (Указ Губернатора Свердловской области от 10.03.2011
№ 166-УГ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области»);

- утверждена программа развития государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Свердловской области от 21.10.2013 № 1276-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие кадровой политики в системе государственного и муниципального управления Свердловской области и противодействие коррупции в Свердловской области до 2020 года». Задачами данной программы являются: совершенствование правового регулирования государственного и муниципального управления Свердловской области в сфере кадровой политики; создание эффективной целостной системы и механизмов формирования и функционирования кадрового состава в сфере государственной гражданской и муниципальной службы в Свердловской области на основе внедрения новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы Свердловской области; обеспечение взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы в Свердловской области; повышение эффективности системы мер по противодействию коррупции на государственной гражданской и муниципальной службе в Свердловской области).

В целях реализации органами государственной власти Свердловской области полномочий, предоставленных федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции, приняты необходимые нормативные правовые акты, направленные на урегулирование следующих вопросов:

- утверждено положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, и государственными гражданскими служащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Указ Губернатора Свердловской области от 22.05.2015 № 222-УГ «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»);

- утвержден перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Указ Губернатора Свердловской области от 01.04.2015 № 159-УГ «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Свердловской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Свердловской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»);

- утверждено положение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы, государственными гражданскими служащими сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению (Указ Губернатора Свердловской области от 30.10.2009 № 968-УГ «Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Свердловской области, и государственными гражданскими служащими Свердловской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Свердловской области требований к служебному поведению»);

- установлен порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъекта Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским и региональным средствам массовой информации для опубликования (Указ Губернатора Свердловской области от 11.10.2013 № 515-УГ «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Свердловской области, государственных гражданских служащих Свердловской области и членов их семей на официальных сайтах государственных органов Свердловской области и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»);

- утверждены положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (данный вопрос урегулирован постановлением Областной Думы и Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области от 02.11.2010 № 179-СПП «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Свердловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области в Законодательном Собрании Свердловской области и Счетной палате при Законодательном Собрании Свердловской области, и урегулированию конфликта интересов», а также приказами отраслевых исполнительных органов государственной власти);

- приказами отраслевых исполнительных органов государственной власти утвержден порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений;

- утвержден перечень должностей государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих
(Указ Губернатора Свердловской области от 29.12.2012 № 1008-УГ «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Свердловской области, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих Свердловской области»);

- установлены порядок и условия обеспечения гражданских служащих, назначенных на должность в порядке ротации, служебными жилыми помещениями, а также порядок и размеры возмещения гражданским служащим, назначенным на должность в порядке ротации, расходов на наем (поднаем) жилого помещения
(Указ Губернатора Свердловской области от 29.03.2013 № 166-УГ «Об утверждении Положения о порядке и условиях обеспечения государственных гражданских служащих Свердловской области, назначенных в порядке ротации на должность государственной гражданской службы Свердловской области в государственном органе Свердловской области, расположенном в другом населенном пункте в пределах Свердловской области, служебными жилыми помещениями»,
Указ Губернатора Свердловской области от 29.03.2013 № 167-УГ «Об утверждении Положения о порядке и размерах возмещения расходов на наем (поднаем) жилого помещения государственному гражданскому служащему Свердловской области, назначенному в порядке ротации на должность государственной гражданской службы Свердловской области в государственном органе Свердловской области, расположенном в другом населенном пункте в пределах Свердловской области»);

- утвержден перечень должностей государственной гражданской службы, при замещении которых государственным гражданским служащим запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Указ Губернатора Свердловской области от 07.05.2015 № 198-УГ «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы Свердловской области, при замещении которых государственным гражданским служащим Свердловской области запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).

Таким образом, в настоящее время органами государственной власти Свердловской области реализованы все необходимые полномочия в сфере государственной гражданской службы на региональном уровне.

Следует отметить, что органы государственной власти Свердловской области, как правило, своевременно реагируют на динамично изменяющееся федеральное нормативное правовое регулирование и в полной мере учитывают тенденции федерального законодательства при разработке региональной нормативной правовой базы в данной сфере правоотношений.

В целях обеспечения соответствия принимаемых органами государственной власти Свердловской области нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области на систематической основе проводится правовая и антикоррупционная экспертиза указанных нормативных правовых актов.

Так, в первом полугодии 2015 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было подготовлено
17 экспертных заключений с выводами об имеющихся в региональных нормативных правовых актах, принятых в сфере государственной гражданской службы, нарушениях федерального законодательства. Экспертные заключения направлены
в органы государственной власти Свердловской области, издавшие (принявшие) данные нормативные правовые акты, для устранения выявленных нарушений,
а также в прокуратуру Свердловской области – для принятия мер прокурорского реагирования.

В качестве наиболее типичных нарушений федерального законодательства, выявляемых в ходе проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области, принятых в сфере государственной гражданской службы, можно выделить следующие.

1. Нарушение требований Указа Президента Российской Федерации
от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в части установления срока назначения заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; срока направления протокола заседания указанной комиссии представителю нанимателя, государственному гражданскому служащему и иным заинтересованным лицам; срока направления председателем указанной комиссии информации о совершении государственным гражданским служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления,
в правоприменительные органы.

2. Нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» в части используемой терминологии при обозначении образовательных организаций, представители которых входят
в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

3. Нарушение требований Федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» и от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» о необходимости представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение любых должностей государственной службы (соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом
от 22.12.2014 № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»).

4. Нарушение требований Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» в части определения видов дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.

Также по результатам проведенных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в первом полугодии
2015 года антикоррупционных экспертиз подготовлено 1 экспертное заключение
с выводом о наличии в региональном нормативном правовом акте, принятого в сфере государственной гражданской службы, коррупциогенного фактора.

Данным нормативным правовым актом было утверждено положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих органа государственной власти Свердловской области в то время, как в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации. В то же время нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны определять состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы. Таким образом, в данном случае имело место принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, что в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором.

По состоянию на сегодняшний день остаются неустраненными нарушения федерального законодательства в 7 нормативных правовых актах Свердловской области, принятых в сфере государственной гражданской службы.

Маслиников А.А., начальник отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований